- План статьи
- Основные этапы в работе над звуком
- Работа над звукоизвлечением в доинструментальном периоде
- Основные задачи доинструментального периода:
- — формирование правильных весовых ощущений при удерживании смычка,
- — формирование умения управлять равновесием между указательным пальцем и мизинцем,
- — умение направлять смычок при помощи движений различных частей руки,
- — цепкость при удерживании смычка,
- — умение поставить смычок на струну в различных частях, не нарушая параллельности,
- — изучение основ нотной грамоты (нот, длительностей нот и других необходимых сведений).
- Работа над звукоизвлечением в младших классах
- Переход от доинструментального периода к инструментальному
- Упражнения из доинструментального периода, которые могут быть полезны
- Начало работы над ведением смычка по струне
- Задачи по работе над звукоизвлечением в 1 и 2 классах
- Работа над звукоизвлечением в средних и старших классах
- Задачи по работе над звуком в средних классах
- Дальнейшее совершенствование качества звукоизвлечения
- Заключение
- Литература
План статьи
- Основные этапы работы и их задачи (краткий обзор)
- Работа над звукоизвлечением в доинструментальном периоде 2.1 Основные задачи доинструментального периода
- Работа над звукоизвлечением в младших классах 3.1 Переход от доинструментального периода к инструментальному 3.2 Упражнения из доинструментального периода, которые могут быть полезны 3.3 Начало работы над ведением смычка по струне 3.4 Задачи по работе над звукоизвлечением в 1 и 2 классах
- Работа над звукоизвлечением в средних и старших классах 4.1 Задачи по работе над звуком в средних классах 4.2 Дальнейшее совершенствование качества звукоизвлечения
Основные этапы в работе над звуком
Основные этапы работы над звуком в скрипичном классе детской музыкальной школы примерно совпадают с общепринятым делением на младшие, средние и старшие классы. Для обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам со сроком обучения 8 лет деление происходит следующим образом: младшие (1-2), средние (3-4) и старшие классы (5-8).
Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, а сама тема работы над звуком очень объемна. Невозможно в рамках одной статьи подробно рассказать о работе на каждом из этапов. Поэтому в данной статье разберем более-менее подробно только работу в младших классах.
Работа над звукоизвлечением в доинструментальном периоде
Работа в младших классах начинается с так называемого доинструментального периода. Это предварительный этап. Хотя в доинструментальном периоде ребенок, казалось бы, еще не извлекает звук, но тем не менее правильно выстроенная работа в этот период положительно влияет на качество звука на всех последующих этапах обучения. Неправильно выстроенная работа, в свою очередь, может в дальнейшем сказываться негативно. Поэтому мы вправе рассматривать доинструментальный этап как один из важнейших этапов работы.
Таким образом, работа над звукоизвлечением в классе скрипки начинается в доинструментальном периоде, продолжается на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе, а затем продолжается при обучении в среднем специальном и высшем учебном заведении, не прекращается она и на протяжении последующей профессиональной деятельности. И хотя по теме звукоизвлечения написано немало работ, данная тема никогда не теряет своей актуальности.
Доинструментальный этап длится обычно от 1 до 6 месяцев, в зависимости от возрастных и психофизических особенностей ребенка. На данном этапе при выполнении различных упражнений закладывается необходимый фундамент, на котором позднее выстраиваются навыки, непосредственно влияющие на качество звука: формируются представления о напряжении и расслаблении мышц, о характере движений правой руки и т.д. На данном этапе необходимо добиваться мягкости и легкости в кисти и пальцах при удерживании карандаша и смычка. Но помимо этого есть немало и других важных задач.
Основные задачи доинструментального периода:
— формирование правильных весовых ощущений при удерживании смычка,
— формирование умения управлять равновесием между указательным пальцем и мизинцем,
— умение направлять смычок при помощи движений различных частей руки,
— цепкость при удерживании смычка,
— умение поставить смычок на струну в различных частях, не нарушая параллельности,
— изучение основ нотной грамоты (нот, длительностей нот и других необходимых сведений).
На доинструментальном этапе необходимо часть времени урока посвящать изучению нотной грамоты и длительностей. Почему это важно? Звукоизвлечение — очень сложный вид деятельности, который для начинающего при этом является совершенно новым. Поэтому желательно, чтобы при переходе к уже непосредственной работе над ведением смычка ребенок не отвлекался на усвоение различной дополнительной информации (одновременное выполнение нескольких сложных действий энергозатратно и малоэффективно).
Практика доказывает, что попытки выполнять несколько сложных действий одновременно приводят к тому, что внимание учащегося рассеивается и он не в состоянии прислушиваться к качеству извлекаемого звука как следует. Однако поскольку при переходе к работе непосредственно над ведением смычка нужно опираться на метроритм, постольку на доинструментальном этапе так важно дать учащемуся предварительные теоретические знания, отработать и закрепить их с помощью различных практических упражнений.
Вся эта подготовительная работа, в конечном итоге направленная на формирование предпосылок, необходимых для привития культуры скрипичного тона, должна строиться с учетом индивидуальных психо-возрастных особенностей учащегося.
Работа над звукоизвлечением в младших классах
Переход от доинструментального периода к инструментальному
Переход от доинструментального периода к инструментальному необходимо осуществлять постепенно. Необходимо постоянно возвращаться к ранее пройденным темам (но желательно обыгрывать их по-новому, чтобы учащийся не терял интерес), к ранее пройденным упражнениям: без смычка, с карандашом, со смычком без скрипки и т.п. и только потом ставить перед учащимся новые задачи, вводить упражнения на ведение смычка по струне, начинать изучение пьес смычком и т.д .
Упражнения из доинструментального периода, которые могут быть полезны
Из большого числа упражнений, которые непосредственно предшествуют началу работы над ведением смычка по струне, хотелось бы выделить и привести как пример несколько:
- упражнение «Весы»,
- упражнение “Ведение смычка по колечку” (трость смычка заключается в кольцо из большого и среднего пальцев левой руки, а правая совершает движения ⊓ и v),
- упражнение “Ведение смычка по канифоли”,
- упражнение “Гусеница”,
- упражнение “Хоккей” (ведение концом смычка по гладкой ровной поверхности (например, по столу). Вместо шайбы можно использовать большую пуговицу, монету, круглую крышку от коробочки канифоли и т.п.). Это упражнение развивает координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Эти упражнения бывают полезны не только в начале обучения, но и на последующих этапах, также иногда они могут использоваться для коррекции постановки, исправления и развития навыков звукоизвлечения в средних и старших классах.
Начало работы над ведением смычка по струне
Начинать работу над ведением смычка по струне можно, используя различные методы. Некоторые педагоги рекомендуют начинать с ведения от колодки. Но чаще начинают обучать ведению либо в верхней половине, либо в средней части. Надо, правда, заметить, что в методической литературе встречаются предостережения от начала работы со средней части, т.к. при движении смычка в средней части задействуются достаточно сложные для начинающих переключения с движения плечевой части руки на движение в предплечье, но это не для всех учащихся является большой проблемой, поэтому в ряде случаев можно начинать и с работы в середине смычка.
Из инструктивного материала в этот период отличным подспорьем являются упражнения К. Родионова. Исполнять их необходимо, соблюдая ритм:
Пример
- Учить на каждой струне в различных частях смычка: средней, верхней, нижней.
2.
3.
Задачи по работе над звукоизвлечением в 1 и 2 классах
Формирование навыка проведения смычком по открытой струне
В начале формируется навык дискретного проведения Π и V смычком на открытых струнах в различных частях смычка (с паузами, с остановками). При этом важно соблюдать ритм, не прекращать ведение смычка до наступления паузы, а паузы выдерживать.
На этапе формирования этого навыка и при дальнейшей работе во время урока с учащимся в 1 классе педагог практически постоянно поддерживает руку ученика, помогает ученику почувствовать опору, вес руки, удерживать равновесие, направление, сцепление, скорость и т.д. Главное, чего нужно добиваться, — плавность ведения и вслушивание в звук в свои ощущения. На выполнение данной задачи может уйти несколько месяцев или даже больше.
Формирование слухового и двигательного самоконтроля
С самого начала важно направлять внимание учащегося на звуковой результат, а также учить его прислушиваться к мышечным ощущениям.
Формирование навыка плавного соединения звуков без остановки смычка, основы штриха деташе
Формирование навыка соединения звуков — это следующий этап и следующая важнейшая задача. Здесь во время занятий педагог продолжает постоянно следить за постановкой учащегося и почти на протяжении всего процесса игры поддерживает его руку. Если на предыдущем этапе внимание больше фокусируется на движениях в локтевом и плечевом суставах, то здесь важно сфокусироваться на движении запястья и ощущениях пальцев на трости.
Изучение нотного репертуара
Пьесы на открытых струнах
Изучение нотного репертуара начинается с изучения пьес на открытых струнах. Обычно это пьесы из сборников В. Якубовской, Н. Соколовой, Л. Сигал и др.
На материале пьес на открытых струнах учащийся учится распределению смычка при исполнении простейших ритмических рисунков, закрепляет навыки смен смычка, смены струн.
Данный этап не стоит завершать слишком быстро и переходить к пьесам с постановкой пальцев на гриф, т.к. здесь появляется многозадачность, и мало учащихся, которые могут с ней легко справляться, не теряя качества звука. Если же, переключившись на задачи в левой руке, учащийся перестает обращать внимание на правую руку и звук, то у него формируется и закрепляется привычка не слушать себя, с которой будет трудно справиться в дальнейшем.
Пьесы с постановкой пальцев
Как уже было сказано, к пьесам с постановкой пальцев следует переходить только тогда, когда ученик уже научился прислушиваться к качеству звука. Начинать нужно с самых простых пьес. Торопиться не стоит. Вполне достаточно, чтобы учащийся к концу 1-го класса играл такие пьесы, как “Петушок” М. Магиденко или “Как под горкой под горой”. Если пытаться проходить более сложный репертуар и сокращать темпы прохождения, то это может негативно сказаться на игре учащегося в старших классах.
Но конкретных рекомендаций здесь нет и быть не может. Ориентироваться здесь приходится на возраст и способности ученика.
Изучение штрихов
За первые два года обучения учащийся должен изучить и научиться исполнять в несложных произведениях, как минимум, 3 штриха: деташе, легато и мартле.
Начинать работу над штрихами лучше всего с несложных упражнений и этюдов, только после этого переходить к пьесам. Стоит заметить, что штрих мартле в исполнении учащихся младших классов звучит совсем не так, как у старшеклассников (более резко, чем это как бы нужно и т.д.), но это как раз норма и смягчать его не нужно. В дальнейшем при правильном подходе все налаживается.
Следует изучать также гаммы, в частности учиться исполнять гамму по 2-4-8 легато, гамму штрихом деташе, гамму штрихом мартле. Очень большую пользу приносит игра гаммы комбинированными штрихами (два легато два отдельно и т.п.)
Работа над звукоизвлечением в средних и старших классах
Задачи по работе над звуком в средних классах
В средних классах необходимо развивать и совершенствовать навыки, работа над которыми велась с самого начала. Кроме того, если в 1-2 классе задачи звукоизвлечения концентрировались, в основном, в работе над движениями правой руки, то теперь в процесс работы над звуком включается и левая рука. Начинается работа над переходами, над беглостью, над кантиленой с применением вибрато.
При работе над звукоизвлечением в средних классах нужно как можно внимательнее следить за наклоном смычка, развивать навыки распределения смычка на более высоком уровне, вести более кропотливую, чем раньше работу над динамикой и фразировкой.
Необходимо продолжать работу над штрихами, изучить все основные штрихи (деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе, спиккато, пунктирный штрих).
Дальнейшее совершенствование качества звукоизвлечения
В старших классах необходимо продолжать работу над звукоизвлечением. В это время необходимо учить чувствовать эластичность прилегания смычка к струне, пружинистость трости, взаимодействие смычка со струной, пальцев с тростью и др. моментам.
Работу над звуком необходимо связывать не только с работой над динамикой, фразировкой и характером произведения, но все больше внимания обращать на жанровые и стилистические особенности изучаемых произведений.
В репертуар необходимо включать произведения разных эпох и разбирать с учащимся более детально, каким звуком необходимо исполнять то или иное произведение. Желательно также рекомендовать к прослушиванию музыкальные произведения, чтобы учащийся получил представление о разнообразии применения приемов звукоизвлечения.
Заключение
Итак, мы перечислили основные этапы работы над звукоизвлечением в классе скрипки, рассмотрели более подробно некоторые аспекты работы в доинструментальном периоде и младших классах, привели примеры постановочных упражнений, положительно влияющих на развитие моторных навыков, отвечающих за качество звука.
Литература
- Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. — М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007
- Либерман М., Берлянчик М. Культура скрипичного тона. — М.: Музыка, 2011
- Мазель В. Скрипач и его руки. Правая рука. — СПб: Композитор, 2006
- Мильтонян С. Вводный курс скрипичной Постановки : Метод. рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ / М-во культуры РСФСР, Центр. науч.-метод. каб. по учеб. заведениям культуры и искусства; [Сост. С. О. Мильтонян]. — М. : Б. и., 1987
- Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке: конспект полного курса. — СПб, 2009
- Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность. — М.: Музыка, 1991
- Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. — М.: Музыка, 2013
- Сигал Л. Школа для скрипки. — Спб: Композитор, 2017
- Соколова Н. Малышам-скрипачам. — Пермь, 1998
- Якубовская В. Вверх по ступенькам. — СПб: Композитор, 2003